КОМИКС (от англ. comic смешной), серия рисунков с краткими
текстами, образующая связное повествование. Появились в конце 19 в.
в газетах США. В сер. 20 в. комикс один из популярнейших жанров массовой
культуры. Современные комиксы в основном утратили комический характер,
их сменили комиксы "ужасов" о преступлениях, войне, псевдоисторические
комиксы, а также комиксы, упрощенно перелагающие произведения классиков.
© "Кирилл и Мефодий", 1998
|
КОМИКС ( англ. Comics, мн.ч. от comic - комический, смешной
), графически-повествовательный жанр, серия рисунков с краткими текстами,
образующая связное повествование. Полагают, что предками жанра К. были
серия картин ( позже гравюр ) У. Хогарта "Карьера проститутки"
( 1730-31 ) и "Карьера мота" ( 1732-35 ) и рисунков В. Буша
в кн. "Макс и Мориц" ( 1865 ). Совр. формы К. появились в
газетах США в 90-х гг. 19 в.; особое распространение получили с 30-х
гг.20 в. ( в т.ч. К. известного кинорежиссера-мультипликатора У. Диснея
). К сер. века К. стал одним из самых популярных жанров т.н. "массовой
культуры".Большинство совр. К. утратило комич. природу; гл.тематич.
разновидности: К. о "диком Западе" ( "Westerners"
), о похождениях суперменов, о приключениях в джунглях, о животных,
о преступлениях ( самая "массовая" разновидность ), о войне,
"любовные", научно- фантастич., псевдоисторич. К., а так же
К., сжато и упрощенно пере- лагающие произв. классич. лит-ры. Прославление
в ряде категорий К. физич. силы, жестокой героики, нац. превосходства,
агрессивных доблестей, равно как и снижение, "примитивизация"
классики, - хронич. и возрастающее бедствие совр. "массовой культуры".
Оберегая детскую психику, ряд стран ( Великобритания, Швеция, Нидерланды
и др.) официально запретили распространение "К. об ужасах"
( "horror- comics" ). Необычайно широкое распространение К.
и их влияние на массового чита- теля вызывают озабоченность зап. художников;
в 1965 г. в Италии состоялся форум деятелей культуры из мн. стран Европы
и Америки, посвященный судьбе самого "массового" жанра ( см.
журн."Иностранная литература", 1965, N 9, с.252-58 ). Прогрессивная
зарубежная периодика ( "Юманите" и др. ) систематически использует
форму К. для популяризации классич. произведений, лучших образцов приключенческой
лит-ры, а также для создания "рассказов" о похождениях комич.
и фантастич.персонажей. Оригинальной формой К. можно считать альбомы
"Сотворение мира" ( 3тт., 1951-53 ) Ж.Эффеля. К форме К. нередко
прибегает сов. детский журн. "Веселые картинки" ( изд. ЦК
ВЛКСМ, с 1956 ). Лит.: Daniels L., Comix. A history of comic books in
America, N.Y., [1971] "Большая Советская Энциклопедия". Третье
издание. Т 12. Москва,
Издательство "СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ". 1973. стр.507.
|